Ломберные столики вернулись на Родину
ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЕН НА ДОХОД ОТ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ФОНДА, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭРМИТАЖУ В 2014 ГОДУ.
В обновленной постоянной экспозиции Эрмитажа «Русская культура 2-ой половины XVIII века» заняли свое достойное место знаковые для русского искусства шедевры - приобретенная и отреставрированная пара ломберных столиков 1760х-1770-х годов. Этот счастливый, но, к сожалению, редкий пример возвращения наследия русского искусства на родину стал возможен благодаря совместным усилиям компании Би-Пи и Специализированного фонда управления целевым капиталом для развития Государственного Эрмитажа.
До революции столики стояли в Юсуповском дворце на Мойке, а после революции были вместе с другими ценностями переданы в Эрмитаж. В 1920-е годы - в печально известную эпоху продаж музейных шедевров за рубеж их постигла эта участь. Коллекционер из Швейцарии воссоединил столики в одной коллекции, и Эрмитаж сумел выкупить их, чтобы вернуть на родину. Зрители теперь могут познакомиться с редким памятником мебельного искусства (подобная конструкция с двумя выдвижными ножками встречалась весьма редко). Сложенные вместе, крышки столиков составляют единый рисунок, рассчитанный на круговой обзор. Поверхность их украшена богатым декоративным наборным орнаментом, характерным для раннего классицизма, из разнообразнейших пород дерева: дуб, сосна, кипарис, амарант, карельская береза, розовое дерево, палисандр, груша, клен.
Ценность данных образцов XVIII века не только в подтверждении высокого уровня мастерства русских мебельщиков, но и в том, что это новый источник знаний о культуре и быте жизни российской столицы раннего периода правления Екатерины II. Так, например, до настоящего времени было практически ничего неизвестно о производстве карт в России XVIII века, не говоря уже о том, как они выглядели. На верхних крышках в технике маркетри изображены «разбросанные» на карты. На одной из них, даме треф, выгравирована надпись «B.RAMBOIS&..R A STPEHT..RSBOURG». Несмотря на утерянные буквы, эксперты установили, что это имя Бертрана Рамбоа – «карточного фабриканта», жившего в Петербурге в то время. Родом занятия Рамбоа вероятно объясняется и факт размещения надписи по-французски именно на карте. Тип карт - так называемый «французский шаблон», появившийся во Франции еще в XVII веке. Каждая карта с фигурами имела историко-мифологическое название. Живописная раскладка карт в духе популярных в XVIII века «обманок» возможно являлась методическим пособием по , только входившему в моду. В отличие от современного три века назад использовали все те же комбинации (флеш-рояль, стрит-флеш, каре и др.), но не из пяти, а из четырех карт. Примечательно, что таких примеров «французского шаблона» до сих пор не было в собраниях русских музеев, что добавляет еще больше ценности приобретенным «найденышам».
|