Приобретение произведений искусства Западной Европы IX – XVII веков

На доход от целевого капитала Государственный Эрмитаж приобрел часть уникальной коллекции О. и Л.Шушковых, в которой собраны ценнейшие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Западной Европы IX – XVII веков, а именно алтарь, шесть рельефов, деревянный кабинет, бюст-реликварий и три шпалеры.
Исключительное значение в коллекции имеет монументальный деревянный алтарь (216 х 190 см) с хорошо сохранившейся полихромией, включающий в себя шестнадцать сцен из евангельской истории, а также фигуры пророков в обрамлении. Согласно обрывку бумаги, обнаруженному сзади, алтарь ранее принадлежал известной коллекции Пирпонта Моргана (Нью-Йорк). Алтарь такого вида и состояния сохранности можно считать уникальным. Предположительно он был выполнен в конце XV – первой половине XVI вв. в Ломбардии.
Из собрания Шушковых в Эрмитаж перешли шесть произведений из раскрашенного стукко с изображением Мадонны с младенцем: три барельефа в старинных рамах и три полуфигурных композиции (рельефы без фона). Два из них могут быть приписаны мастерским Лоренцо Гиберти и Дезидерио да Сеттиньяно, еще два также отражают известные в литературе композиции. Такой подбор представляет собой исключительную редкость в наше время, тем более в нашей стране. Приобретение рельефов особенно важно, потому что дает возможность заполнить существенную лакуну в нашей коллекции и, в частности, получить представление о творчестве Гиберти, одного из основоположников Возрождения в пластике.
Самую многочисленную группу произведений прикладного искусства в коллекции составляют предметы мебели. К наиболее ценным следует отнести кабинет «бамбоччи» (Италия, XVI в.), украшенный высокого уровня резьбой и, который в отличие от имеющихся в музейном собрании, обладает полной комплектностью внутренних секретных ящичков, что особенно важно для изучения истории мебельного дела и демонстрации данного вида мебели на постоянной экспозиции и временных выставках.
Несомненный экспозиционный и художественный интерес представляет музейная редкость – бюст-реликварий неизвестной святой с круглым отверстием на груди для реликвии. Реликварий не имеет точных аналогий, но встраивается в круг памятников XIV в. и может быть приписан Северной Италии или Хорватии на основании стилистических особенностей. Он не является шедевром ювелирной работы, но представляет собой любопытный пример изделий местных мастерских, с некоторыми провинциальными чертами, что в случае памятников средневекового искусства только добавляет им ценности. Так, отсутствие металлических пластинок на задней стороне делает бюст даже более интересным для экспонирования, показывая обычно скрытую деревянную резьбу.
Учитывая, что в настоящее время в коллекции Средних веков нет ни одного бюста-реликвария (два бюста из коллекции А.П. Базилевского были проданы в 1930-е годы), а на экспозиции практически отсутствуют памятники средневековой скульптуры, приобретение его в основной фонд Отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа стало значительным событием.
Кроме того, в коллекцию Шушковых входят три замечательных произведения шпалерного ткачества, среди которых следует особо отметить шпалеру «Поклонение волхвов и пастухов», исполненную в Турне в 1500-1520-е гг. и «Строительство храма Соломона», входившая в серию «История Соломона и царицы Савской» (Брюссель или Оденарде, 1550-1560-е гг.). Они станут существенным дополнением эрмитажной коллекции шпалер эпохи Ренессанса.

|